детская тренировка

Как тренировать детей

Автор этой статьи начал заниматься единоборствами 12 лет отроду в клубе «Юный десантник», в подмосковном военном городке. Тогда, в конце 80-х годов, необременительно патриотически воспитываясь, дети тренировались в залах военной части, овладевали основными приемами борьбы, бокса и карате. Тренера, офицеры советской армии, тренировали детей других офицеров. Эпоха была довольно беспокойная, для чего нужно изучать единоборства было понятно каждому мальчишке. Большая часть детей, живущих в городке систематически тренировалась.   На тренировках соблюдалась строжайшая дисциплина, опоздания, разговоры, карались отжиманиями. Ни о каком преподавании в форме игры речь не шла. Дети бредили волшебным миром карате, у-шу, истории о тренировках маленьких ниндзя, которых жестокие родители стукали об стены колыбелькой, передавались из уст в уста, с завистью. Юным спортсменам казалось тогда, что дети должны начинать тренировки с 10, а лучше даже с 6 лет, пользы будет больше. Было непонятно почему именно с 6 берут в десантники.

Сейчас тогдашним юным десантникам уже за 40. Они сами стали детскими тренерами, у них есть собственные дети и они по мере сил пытаются учить их, их друзей всему тому, чему успели научиться сами. Сейчас намного понятнее почему мудрые тренера военно-патриотических клубов 30 лет назад не принимали тренироваться детей-первоклашек.

Попробуем разобраться, как тренировать детей можно, а как не надо. Говоря о детях, имеем ввиду возраст с 5 до 12 лет, взрослее будем считать подростками.  Что отличает детей от взрослых и подростков? Кажется, что дети более гибкие, быстрее восстанавливаются после тренировок, так ли это? Может быть правда будет лучше, если дети начнут напряженно трудиться в четыре или пять лет. Может быть тогда им будет легче достичь спортивных вершин?

Обратившись к учебнику «Физиологические основы спортивной тренировки», мы узнаем, что, дети слабее, медленнее, зачастую скованнее подростков и взрослых!

Наибольшая гибкость, которую мы привыкли ждать от малышей, у мальчиков наблюдается около 15, а у девочек около 14 лет.

Максимальный прирост силы у детей происходит в период с 14 до 17.

Работоспособность тоже возникает позднее, при выполнении заданий на выносливость, наибольший прирост выносливости наблюдается у юношей с 15 до 20 лет.

Также обстоит дело с ловкостью – способность управлять темпом движения развивается к 14 годам, дифференцировать степень мышечного усилия к 17 годам.

Даже если мы только сообщим ребенку о том, что ему предстоит тренировка, у него повысится артериальное давление, изменится частота дыхания, частота сердечных сокращений.

Тренируясь, Дети быстрее теряют работоспособность, быстроту движений, у них раньше раскоординируются функции дыхания, на фоне усталости они тратят больше сил на выполнение упражнений (это называется «растущая энергетическая стоимость усилий»)

Из-за недостатка силы воли дети вынуждены прекращать работу раньше, у них практически отсутствует способность сохранять технику движений на фоне усталости.

Хотя дети действительно быстрее взрослых восстанавливаются после непродолжительных нагрузок, после утомительных продолжительных нагрузок, многократных повторений, дети восстанавливаются значительно медленнее взрослых!

Специалисты говорят о возрасте спортивной специализации, то есть моменте, когда девочки и мальчики переходят от физической культуры как развивающего средства к приобретению навыков присущих избранному виду спорта.

Для футбола рекомендованное время специализации 12 лет, борьбы 13, бокса 14, баскетбола 10, акробатики и художественной гимнастики 9. Видно, что акробатика, художественная гимнастика стоят особняком, ведь там расцвет спортсмена приходят в достаточно рано, но наиболее типичный возраст специализации наступает после двенадцати лет.

Детский тренер, будучи знаком с этими фактами, должен понимать, что нет оснований требовать многого от своих маленьких подопечных. Не только в силу того, что дети слабее, быстрее устают. Психологи говорят о том, что усидчивость, то есть способность сознательно концентрировать внимание, у детей до 8 лет, как правило, еще не сформировалась. Проще говоря, дети не способны удерживать в голове ваше задание дольше 10-15 минут. Если задание которое вы даете ребенку скучное, то будьте готовы к тому, что он сможет следовать вашим инструкциям еще меньший период. Попытки одернуть ребенка, окрики, одергивания не имеют смысла, они пойдут во вред не только потому, что малыш не виноват в том, что он не способен стоять смирно, слушать внимательно. В целом современное общество относится к детям намного мягче чем 20-30 лет назад. Суровый тренер довольно быстро потеряет своих учеников, которые перейдут к такому, который находит подход не повышая голоса.

Детство, как жизненный этап, имеет огромное значение. Именно в детстве закладываются базовые умения адаптироваться к новым условиям, навыки общения со сверстниками, способность получать удовольствие от общения с людьми. Развитие этих навыков глупо откладывать на потом. Посильная тренировка идеальная атмосфера для развития этих качеств. Поэтому нельзя сказать, что детям не место в зале. Родители стремятся обеспечить своим отпрыскам возможно более разнообразное развитие, справедливо полагая, что физической развитие не менее важно, чем умственное. Родители сами все больше времени проводят в фитнес-клубах, а сопровождающие их дети оставляются на попечение детского тренера.

Получается, что тренировки детей до 12 лет должны быть развивающими, интересными, максимально разнообразными. Чем же тренеру занять своих юных подопечных? Как добиться, чтобы дети возвращались на занятия с удовольствием?  Попробуем сформулировать правила для детской тренировки, вне зависимости от вида спорта.

Правила детской тренировки:

  1. Тренер должен вести себя дружелюбно, не запугивать учеников, не преувеличивать предстоящие нагрузки. Тренер должен знать имена своих учеников, обращаться к ним по имени.
  2. Тренер обязательно должен делать все упражнения вместе с детьми, это вовлекает детей в тренировочный процесс.
  3. Инвентарь делает тренировку значительно интереснее. Нам нужны набивные мячи, кочки, планки, скакалки, в принципе можно использовать любой безопасный предмет.
  4. Необходимо помнить, что малыши не способны долго удерживать поставленную задачу в голове, поэтому они должны быть разнообразными, не повторятся.
  5. Тренировка должна содержать разминочные, игровые упражнения, упражнения для закладки физических качеств и паузы отдыха. Интенсивность необходимо варьировать, трудные упражнения не должны следовать друг за другом. Отдыхом может быть расстановка инвентаря или его уборка.
  6. Общение — важная часть воспитания, нет смысла прерывать все разговоры детей между упражнениями. Такие разговоры могут быть временем отдыха.
  7. На тренировке необходимо отдавать предпочтение соревновательному и игровому компонентам. Обучение техническим элементам вызовет утомление и скуку.
  8. Детский тренер только закладывает базу для развития физических качеств. Дети только знакомятся с упражнениями на развитие скорости, гибкости, координации.
  9. Упражнениям хорошо придумать смешные названия, тренер должен стараться создать атмосферу хорошего настроения, смешные названия ему помогут.
  10. По-настоящему, имеют значение только безопасность детей, их хорошее настроение. Дети и родители должны приходить к вам с радостью. Здесь необходимо отметить, что тренер должен иметь тренерскую квалификацию. Занятия с детьми очень чувствительная тема, самая ерундовая травма может привести к серьезному конфликту, даже возбуждению уголовного дела. Тренеру необходимо исключить переутомление, перенапряжение детей. Бледность или наоборот интенсивное покраснение лица, жалобы на головную боль, тошнота — знак того что ребенку нужно прерваться и отдохнуть. Тренер должен внимательно следить за состоянием детей, знать о противопоказаниях, проблемах со здоровьем своих учеников, знать телефон родителей, службы скорой помощи.

В качестве примера развивающей детской тренировки можно предложить следующий комплекс:

  1. Суставная разминка: вращения руками, головой, туловищем, перекаты с носка на пятку, прыжки на носочках, в конце упражнения можно ввести соревновательный компонент, кто выше подпрыгнет, кто быстрее вращает руками
  2. Время восстановления: расставление инвентаря для полосы препятствий, набивные мячи, гимнастические палки, скакалки, кочки, планки.
  1. Полоса препятствий: предметы можно оббегать, перепрыгивать, проползать под ними.
  1. Интервал отдыха: сбор инвентаря, деление группы на команды.
  1. Эстафета: команды соревнуются кто быстрее закончит эстафету из нескольких несложных упражнений. Это могут быть простой бег, прыжки на одной ножке, лягушачьи прыжки.
  1. Интервал восстановления: можно попробовать упражнение на внимание. Дети смотрят на тренера и повторяют его жесты. Например, дотронутся рукой до уха, встать на носки или пятки.
  1. Чтобы не укачивало. Вращение на месте, счет до двадцать, потом спортсмен должен удержать устойчивое вертикальное положение. Можно повторить 2-3 раза.
  1. Интервал отдыха:  упражнение на растяжку, или попробовать сидя на полу, взяться рукой за пятку одноименной ноги и выпрямить ее вверх и в сторону.
  1. Меткость: участники строятся в одну или несколько шеренг, направляющий забрасывает мяч в корзину, стоящую на полу и уходит в конец шеренги, мяч возвращает тренер.
  1. Пауза восстановления сил: упражнение на растяжку, сидя поставить ноги вместе, выполнить наклоны к выпрямленным ногам, взявшись руками за носки, оторвать их от пола
  1. Мышечный корсет: Участники становятся в упор лежа в шеренгу лицом к тренеру, поочередно отрывают от пола руки и ноги, можно ввести в упражнение соревновательный компонент, кто сможет удерживать положение дольше.
  1. Интервал отдыха: упражнение на растяжку, лечь на спину, подтянуть ногу к животу и удерживая ее за носок выпрямить вверх.
  1. Броски набивного мяча: участники становятся в шеренгу лицом к тренеру, направляющий с мячом поворачивается спиной к тренеру и бросает мяч от пояса назад через себя, прямыми руками, прогибаясь в пояснице.
  1. Интервал отдыха: упражнение на растяжку, сесть на пол широко развести прямые ноги в стороны, достать руками стопы и описать руками круг до другой стопы, не отрывая рук от пола. Повторить несколько раз.
  1. Тачка. Занимающиеся становятся у стены в шеренги, первая шеренга принимает упор лежа, вторая шеренга отрывает ноги первой шеренги от пола. Первая шеренга пытается сделать несколько шагов вперед переставляя руки. Можно сделать несколько попыток.
  1. Интервал отдыха: упражнение на гибкость. Сесть на колени, и опираясь руками на пол, опустится спиной на пол.
  1. Лягушачьи прыжки: занимающиеся, выстроившись в одну или несколько колонн, низко присев выпрыгивают как можно дальше вперед, допрыгав до стены возвращаются назад шагом.
  1. Интервал отдыха: упражнение на растяжку плечевого пояса, согнув руку в локте и подняв локоть над головой, попробовать завести локоть дальше к разноименной руке.
  1. Броски набивного мяча: занимающиеся, построившись в одну или две колонны, бросают набивной мяч вперед, двумя руками от груди одновременно невысоко подпрыгивая, бросивший возвращается в конец колонны, тренер поднимает и возвращает брошенный мяч.
  1. Интервал отдыха: упражнение на внимание — тренер, стоит перед детьми, и, когда занимающиеся закрывают глаза, меняет позу, дети говорят, как именно поза изменилась.

В процессе тренировки и в конце занятия обязательно тренер должен похвалить спортсменов, они также нуждаются в мотивировании, как и взрослые. Задача детского тренера — заложить основу для развития физических качеств, привить любовь к движению! Не научить, а удержать в спортивном зале! Когда придет срок, дети будут готовы учиться, пойдут на свои первые подростковые тренировки с удовольствием, без страха.

 

Директор УЦ ДВИЖЕНИЕ П.Гусев

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

АКЦИЯ

Курс «Тренер»
9 000 Р
Станьте на шаг ближе к цели! Оставьте заявку на обучение!
Заказать звонок
+
Жду звонка!